«Спецлаб - Сразупопомощь»


Человеческий фактор больше не зависит от одного человека

Казалось бы, что можно еще придумать в этой области охранно-пожарных устройств? Но крупные торговые центры, исторические библиотеки, ночные клубы, дома инвалидов и даже церкви горят и горят! И чаще там, где есть и самая как бы современная пожарная сигнализация, и самая навороченная система пожаротушения, и даже дежурный персонал охраны.

Спецлаб всегда занимался анализом причин таких проблем, долго взвешивал «за» и «против» в идеях усовершенствования различных систем охранно-пожарной техники. На наш взгляд, главное – почему все также плохо, как и всегда – в том, что все идут одним и тем же путем. Большинство фирм в своих разработках повторяет друг друга, отсутствует плюрализм мнений. Принцип действия почти всех систем похож как братья-близнецы. Поэтому и причины пожаров так схожи.

Наверное, мы не создадим панацею, но попробуем подойти к вопросу с другой стороны. Пожар или другая масштабная угроза лучше видна тому, кто рядом находится с очагом происшествия. Дойдет ли она до охраны, будет ли охрана на месте, сработает ли электроника…? Примет ли охранник правильные меры или постарается ограничиться собственными силами, как в торговом центре Казани?

Почему-то люди с рождения пытаются скрыть свои деяния: дети – что съели без спроса конфетку, подростки – внезапную беременность, взрослые – вообще всё, что плохо выглядит. Наука психология утверждает, что 90% людей при появлении чувства вины первым делом думают о том, как «не вынести сор из избы». При этом жизнь других людей и последствия от сиюминутных действий или бездействия уходят на задний план. Мы уже не раз говорили, что нельзя бездумно наказывать даже водителей, скрывшихся с места происшествия. При столкновении с катастрофической ситуацией в человеке включается режим отрицания. Понимание и рассудительность включаются позже.

Ну, нельзя не учитывать психологию! Надо ставить такие системы оповещения, которые исключают человеческий фактор. По крайней мере, собственника или охранника, которым любая гласность в их проблемах грозит серьезными последствиями. Люди, посещающие публичные места, имеют право рассчитывать на непредвзятую оценку ситуации и немедленное предупреждение о чрезвычайной ситуации.

Вот такую технологию  мы и хотим предложить. Разработанная Спецлабом система оповещения «Сразупомощь» позволяет самим посетителям сообщать по громкой связи замеченную проблему, требующую неотложной реакции. Вместо кнопок «Пожар», в этой системе стоит кнопка «Сообщите голосом о чрезвычайном происшествии!». Нажатие на нее подключает все громкоговорители по всему объекту к микрофону, у которого находится человек, заметивший признаки возгорания или другой опасной ситуации.

Спецлаб-Сразупомощь

Теперь о чрезвычайной происшествии может сообщить каждый! Не просто нажать кнопку сигнализации и ждать, как поведет себя какой-то административный работник, если он к тому же и на месте, если до него и достучится электроника. Не кричать во весь голос, чтобы убегали. Не тупо - кнопкой просигнализировать о пожаре, местоположение которого никому неизвестно. Теперь любой гражданин имеет возможность во всеуслышание предупредить тех, кто находится в здании о месте происшествия и его свойствах. Сразу, минуя «безотвественное» лицо, тревожная информация из первых рук доходит до всех присутствующих.

Вместо малоинформативных кнопок мы поставили микрофоны, через которые можно объяснить подробности проблемы, а также варианты ее устранения. Таким образом, очевидец происшествия может внятно сказать, что нельзя приближаться к торговому залу или подниматься на третий этаж, надо вызвать подмогу к кассе… В этом случае не придется подолгу разбираться, почему нажали кнопку, и решать, куда бежать, - экстренные минуты не будут упущены!

Информативность микрофона многократно выше, чем кнопки «Пожар». Сообщить можно и о террористической угрозе, и об ограблении, и о обрушении конструкции, и о… Причем, с указанием на место и полным объяснением проблем.

Конечно, нам некоторые советовали при этом завести все микрофоны на динамик лишь одного охранника – все тоже самое передавать только ему. Но, после долгого анализа мы пошли более коротким путем оповещения, предоставив возможность очевидцу бесконтрольно высказать первую фразу. Опять же исходя из науки психологии: если проблема уже публично озвучена, у ответственного лица не включается режим отрицания, он начинает действовать исходя из реальной ситуации, а не из чувства сохранения своего статуса невиновного.

Конечно, в таком варианте, да и в других тоже, никто не застрахован от хулиганства. Поэтому мы выдали охраннику права на дальнейшее управление микрофонами. Услышав, как и другие, информацию о происшествии, охранник все-таки может вмешаться в ход оповещения – заблокировать заданный микрофон, он же может сообщить свою версию происшествия имея приоритет в своей громкости, но он не может исключить первого произнесенного сообщения, после которого любые попытки сокрытия теряют смысл. А с хулиганами надо бороться другими методами – видеонаблюдения никто не отменял. 

У любого простого решения, а применить микрофон вместо кнопки – это просто, всегда есть много сложностей. И их мы вот уже два года как исследуем. Отменить хулиганскую выходку можно простым разъяснением уполномоченного лица по той же громкой связи, имеющей приоритет. Если в реальности нет ничего опасного, достаточно попросить задержать хулигана. Вряд ли у кого-то хватит наглости хулиганить – слишком очевидно наказание. К тому же на поездах уже более 100 лет стоят стоп-краны, и никто не стремится ими воспользоваться из хулиганских побуждений.

В общем, в нашем мире высокого уровня техногенных и криминальных угроз мы приняли философию немедленного и информативного оповещения граждан – даже, если это будет производиться необученным для этой цели человеком. С нашей точки зрения, сегодняшний охранник или охранница не более подготовлены в вопросах безопасности, чем любой другой прохожий. 

Особенностью системы «Сразупомощь» является также многоканальный режим «конференция». Оповещать можно сразу по многим микрофонам, если свидетелей происшествий будет много. По сути возможно даже слышать их обсуждение общего вопроса, советы и рекомендации по спасению – каждый может внести свою лепту. «Сразупомощь» - это система коллективной взаимопомощи.

Также в оповещении может участвовать компьютер, выдавая заданные фразы как реакцию на определенные обстоятельства, зафиксированные датчиками и видеоаналитикой. Кроме того,… - всё не поместиться в маленьком анонсе.


Спецлаб-Сразупомощь


Разработано несколько вариантов кнопочно-микрофонной панели для системы оповещения:

         - для дифференциальной линии (витая пара);

         - для экранированной линии;

         - с регулировкой чувствительности микрофона для любой из указанных выше линий.