30.04.2015
Общение без перемещения
Домашний многофон. Многокомнатное переговорное устройство для большого дома
14.04.2015
Говорим все вместе!
Многофон объединяет людей на большом пространстве. Совещание не отвлекаясь от дел
03.04.2015
Еще один физический источник полезной информации
Опасный звук. Алгоритмы аудиоаналитики в системе GOALcity Cassandra
26.03.2015
А ведь звук распространяется не только в помещении
Уличный микрофон. Спецлаб выпустил климатическое исполнение речевого уловителя
31.07.2012
Барьер конфиденциальности
SL-Archive. Архивный сервер GOALcity не оставляет следов
25.08.2010
Контроль качества каждого кадра
ОТК GOALcity. Проверка физической записи на диск
17.04.2007
Устаревшее становится бесплатным
Программа аудиозаписи «GOAL Line» теперь будет распространяться бесплатно
21.06.2006
«Немой голос»
Новые технологии помогают в развитии социальных программ. Возможность говорить немым предоставит новая программа
20.04.2006
Голос в толпе
Voice cleaner. Услышать всех и каждого в отдельности – позволяет новая технология от СпецЛаб
09.03.2006
44 кГц
Новый звуковой диапазон. Увеличено качество записываемого звука
Аудиозапись

В реальной жизни помехи – это и есть полезный сигнал.

 

 

Существует всеобщее мнение, что для звукозаписи больше всего подходит формат mp3 и прочие кодеки с высокой степенью сжатия. И это мнение правильное, когда речь идет о хорошо квантированных гармониках высококачественного звука, такого как уже смонтированная музыка или студийная речь, произносимая перед микрофоном. Все достоинства этих кодеков заканчиваются, как только вы относите микрофон от источника звука более чем на 1 метр. И делаете это в обычной комнате офиса или квартиры, где нет гробовой шумоизоляции. Совсем всё становится очевидным, если при этом одновременно говорит сразу несколько человек.

Увы, идеальные условия звукозаписывающих студий и звуковое окружение реальной жизни - это две совершенно разные субстанции, которые требуют абсолютно разных подходов в звукозаписи.

Если в студийных условиях нужно максимально добиваться вычленения побочных гармоник и других помех, то в реальной жизни чаще помехи -  и есть полезный сигнал. Вот поэтому применение студийных кодеков в безопасности равносильно удалению нужной информации.

К сожалению, чтобы понять разборчивую человеческую речь вдали от микрофона при наличии бытовых шумов, нужно писать очень глубокий спектр частот. Именно глубокий, а не широкий. Ширина канала - как раз не самое важное, человеческая речь вполне умещается в полосу ТЧ: 0,3-3,4 КГц. А вот квантование по глубине частот требуется, для некоторых неоправданно, большое. Естественно, это увеличивает размеры файлов, поэтому говорить о таком же высоком сжатии, как на студийных кодеках, просто преступно. Соответственно, данный аспект накладывает и ограничения по каналам передачи сетевого звука. Как правило, требуется не менее 1 мегабита.

Тогда как работает Skype и другие подобные  звуковые трансляторы в Интернет, где допускается скорость даже в 10 килобит? - Еще раз повторим, что мы в данном случае говорим о безопасности - варианте, когда микрофон не стоит перед ртом говорящего. Некоторые не видят в этом разницы, тем не менее, она есть и настолько существенна, что для нашего случая вопрос звуковой разборчивости в тысячи раз сложнее, и для разработчиков электроники требует во много раз больше знаний. По уровню можно сравнить детский сад и Академию наук.

Хотя, если честно, то ни один академик в нашей стране не смог добиться даже элементарного, с обывательской точки зрения, распознавания сигналов азбуки Морзе. Казалось бы, что такое точки и тире! В нашей российской армии за всю историю использования этого типа связи было разработано немало электронных передатчиков сообщений на основе азбуки Морзе. Но ни один военный НИИ, сколько ни бился, так и не создал ни одного приемника азбуки Морзе. Мужчины, вы служили в армии, вы встречали что-то подобное? Во всех подразделениях есть клавиатуры передачи азбуки Морзе, но только человеческая голова выступает её приемником. Машина этого делать не может в реальных условиях радиоэфира.

При этом телеграфные аппараты, работающие по проводам, начали автоматически распознавать символы еще в 19 веке. Парадокс? - Нет, все объясняется просто, хотя в это и не хочется верить: наша реальная жизнь далека от идеала. По проводам все производится просто, а в радиоэфире живет шум, мало чем отличающийся от полезного сигнала. Также и в обычной звукозаписи, через провода вы можете записать отлично сжатый звук с отличным качеством. Если запись производится через атмосферный эфир, техника теряет свои гламурные качества, приготовьтесь к менее цивилизованному образу жизни.

А как же эквалайзеры, очистители шумов, звуковые фильтры...? В Питере есть целая полугосударственная лаборатория, которая этим занимается, называется "Центр речевых технологий". Как говорил нам её директор, еще лет 10 назад на совместной выставке в Германии, даже ЦРУ пользуется их услугами. По молодости, а мы были знакомы с профессорами этого центра очень давно, мы тоже надеялись на то, что, наверное, существуют эффективные методы очистки речи. Мы и сейчас в это верим или, по крайней мере, хотим верить. Просто за всю свою бурную деятельность в экспертной области МВД, за время активного сотрудничества с ЦРТ мы не встречали такого метода. Кроме того, наши специалисты тоже учились в высших школах, и там наверху тоже не встречали эффективных теорий, которые могли бы помочь в этой области. Может быть, они плохо учились, тем более что самих теорий по борьбе с помехами тысячи. Видимо, на тысяча первую не хватило сил. Естественно мы говорим сугубо о своих знаниях. И даже будем счастливы, если все-таки где-нибудь найдется эффективная теория очистки речи, записанной на приличном удалении микрофона в бытовых условиях.

А пока пользуемся тем, что создал Бог. Чтобы не потерять полезную информацию, мы пишем звук с частым квантованием и с относительно низким уровнем сжатия. По сути, мы пишем все помехи в надежде на человеческую голову, которая только одна способна распознать человеческую речь в шумах. Как, впрочем, и азбуку Морзе в радиоэфире. Последнее-то уже доказано, по крайней мере, в военных кругах. А на первом пока еще многие спекулируют, соревнуясь в уровне сжатия.

Нам не составляет никакого труда записывать звук в любом уже созданном популярном кодеке. Но наши математики много лет бьются за кодек, который полезен в сфере безопасности. К сожалению, он не отвечает гламурным требованиям и на первый взгляд выглядит немодно. Но безопасность - вообще не особо гламурная специализация и чаще имеет дело с грязными делами, защищая от них. Хотя многие уже забыли об этом.